kakaya-polza-ot-obse11.jpg

История возникновения

В 1973 году состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Первая задача СБСЕ заключалась в налаживании диалога между Западом и Востоком.

Впервые был применен принцип безопасности на основе сотрудничества. Он заключается в том, что безопасность одного государства неразрывно связана с безопасностью всех других.

До 1990 года работа СБСЕ проводилась в виде ряда совещаний.

В 90-е годы в международной системе происходят глобальные перемены. Трансформация мира вызвала волну конфликтов нового типа, что в свою очередь вынудило СБСЕ работать над изменением системы безопасности. Новыми задачами стали: урегулирование кризисов, предотвращение конфликтов и ликвидация их последствий.

1 января 1995 года СБСЕ было переименовано в ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Это крупнейшая в мире межправительственная организация, ориентированная на безопасность.

ОБСЕ объединяет 57 государств-участников из Северной Америки, Европы и Азии. Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом.

Участие в конфликтах

Работа организации выражается в проведении операций в регионах, которые, по мнению ОБСЕ, нуждаются в помощи.

Так, с 1992 года и по сегодняшний день ОБСЕ занимается мониторингом в конфликтных регионах. Это наблюдение соглашений о перемирии и прекращении огня, сбор информации о ситуации с правами человека в регионах конфликтов, содействие организации переговоров конфликтующих сторон, посредничество; гуманитарная помощь и обеспечение условий для ее оказания; содействие беженцам.

С начала 90-х гг. ОБСЕ осуществляет свою деятельность более чем в 10 горячих точках.

  ОБСЕ_таблица (3)  

Миссии ОБСЕ призваны урегулировать зарождающиеся конфликты ещё до того, как они разрастутся до глобальных масштабов.

Однако механизм действия организации в предотвращении конфликтов не всегда эффективен. Это вызвано ограничениями, связанными с изначальной спецификой ОБСЕ. А именно:

1. ОБСЕ создавалась, как серия конференций, а не как международная организация. Поэтому механизм на данный момент не успевает за международно-политическими изменениями.

2. С начала создания ОБСЕ не являлась правовым субъектом в формальном смысле.

3. Принцип обязательного единогласия часто блокирует принятие решений.

4. Работа ОБСЕ акцентируется не на военной, а на политической и гуманитарной стороне операций.

5. Организация утверждает, что придерживается равной удаленности от сторон конфликта.

6. Деятельность ОБСЕ предусматривает абсолютный отказ от принудительных действий.

7. Организация развивалась в направлении информационного, а не практического центра по разрешению конфликтов.

Эти и другие моменты иногда становились причиной безрезультатных стараний миссий в улаживании кризисных ситуаций.

Таким образом, ОБСЕ не может быть основным и единственным организатором миротворческой деятельности в конфликтных регионах.

Вооруженный конфликт на Донбассе

Специальная мониторинговая миссия (СММ) сформировалась ещё на раннем этапе конфликта, 21 марта 2014 года. Однако ее деятельность не смогла предотвратить переход кризиса в фазу серьёзного военного столкновения.

Миссия была возглавлена Эртурулом Апаканом 2 апреля 2014 года.  Новым главой миссии должен стать турецкий дипломат Халит Чевик.

Первым заместителем главы СММ с начала миссии был Александр Хуг. 31 октября 2018 года его сменил Марк Этерингтон.

Согласно мандату, главная задача миссии – сбор информации о состоянии конфликта и положении местного населения. В самом названии «мониторинговая миссия» уже раскрывается  суть операции в регионе.

Одной из актуальных тем для ОБСЕ является обмен пленными между двумя сторонами конфликта. Как подчеркивают в ОБСЕ, обмен заложников показывает важность минского формата.

Как заявлял Александр Хуг, представители ОБСЕ выражают желание обеспечивать мониторинг обмена пленными. Также СММ готова отправлять зеркальные патрули для наблюдения за обменом заключенных.

Координатор ОБСЕ в гуманитарной подгруппе Тони Фриш заметил, что посещение узников является частью работы СММ. Он неоднократно посещал заключенных по обе стороны конфликта. Фриш осматривает и документирует условия, в которых находятся пленные, а также проводит с ними конфиденциальные беседы. Координатор посещал Донецкий следственный изолятор, а также Торезскую и Никитовскую исправительные колонии.

И.о. начальника Донецкого СИЗО, подполковник внутренней службы Алексей Мазченко,  сообщает, что украинские военнопленные содержатся на общих основаниях, в условиях, предусмотренных законодательством.

При посещении украинских военнослужащих присутствовала также уполномоченный по правам человека ДНР Дарья Морозова. Она отметила, что наблюдатели вносят вклад при обмене пленными.

Согласно данным ОБСЕ, по состоянию на 6 мая 2019 года количество международных наблюдателей миссии составляет 771 человек. Из них около 600 выполняют функции наблюдателей на Донбассе.

Наблюдатели СММ располагаются в одном из лучших отелей в центре Донецка. Это 4-х звёздная гостиница Park Inn by Radisson, предоставляющая 171 номер.

По внешним наблюдениям автопарк СММ в ДНР насчитывает порядка 40 автомобилей, преимущественно бронированные Toyota Land Cruiser.

Кроме того, сотрудники ОБСЕ в ДНР имеют собственную базу беспилотных летательных аппаратов.

Также СММ имеет Web-камеры с углом обзора 360 градусов, которые работают 24 часа в сутки 7 дней в неделю, вблизи разрушенного Донецкого аэропорта и возле Донецкой фильтровальной станции.

Роль СММ является строго формальной. Поэтому операция не имеет особой эффективности. И в самой Организации признают, что на данный момент нет особых успехов в разрешении конфликта.

Если говорить об оценке первых лиц ДНР относительно миссии ОБСЕ, то за несколько лет позиция изменилась.

Так, летом 2017 года Денис Пушилин, занимавший на тот момент пост полпреда ДНР на переговорах Контактной группы, заявил, что ОБСЕ стала преподносить информацию о ситуации в зоне конфликта на Донбассе в большей степени выгодную украинской стороне.

Уже будучи врио Главы ДНР Денис Пушилин заявил, что с замглавой СММ ОБСЕ Александром Хугом «не всегда удавалось найти взаимопонимание, но если оценивать, сколько было положительных или отрицательных шагов больше, то, наверное, больше было положительных».

Также стоит обратить внимание, на заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова, сделанное в октябре 2018. Глава внешнеполитического ведомства отметил, что ОБСЕ на протяжении двух лет делало «стерильные» доклады по Донбассу.

Тем не менее, как утверждает С.Лавров, доклад с указанием адресности атак и ущерба впервые был выпущен ОБСЕ лишь спустя три с половиной года после начала конфликта.

Копирование материалов с сайта разрешено с указанием ссылки на источник