ministr-ekonomicheskogo-razvitiya-dnr.png

Кто готов инвестировать в экономику ДНР, чего боится бизнес и что будет с угольной промышленностью. Эксклюзивное интервью для DNR LIVE министра экономического развития ДНР Алексея Половяна.


Начнем с самого популярного вопроса: когда будут опубликованы итоги переписи?

Данные по переписи еще обрабатываются. Как бы нам ни хотелось, этот процесс небыстрый. Многие думают, что перепись — это как выборы: пришли, бросили бюллетень, ушли, а на следующий день вам сказали результат. В нашем случае это не так. Все заполненные графы в бланке должны быть занесены в соответствующую базу данных. Поэтому необходимо проанализировать каждый ответ в бланке. Если на выборах вы испортили бюллетень, его просто выкидывают. А в ходе переписи человек в анкете может написать, что угодно, что он – «марсианин», например, и мы обязаны указать «марсианин». Таковы правила. Поэтому обработка результатов процесс долгий. Как только мы обработаем данные и будет принято решение Правительства о публикации, мы их опубликуем.

Экватор уже пройден?

Значительная часть обработана. Мы не пошли по пути, по которому решила идти Украина. Там всех посчитали на глаз — по SIM-картам. Вы же понимаете, что это за расчёты? Мы же полностью соблюдаем все правила, которые существуют на сегодняшний день в международной практике проведения переписи, а на это требуются и время, и человеческие ресурсы.

В соцсетях одно время распространялась информация о том, что у министерства осталась задолженность по зарплате перед переписчиками. Вы должны кому-то?

Долгов у нас нет. На сегодняшний день все обязательства, которые у нас были, полностью погашены. Некоторые временные задержки в 2019 году были связаны с поэтапным переходом на обслуживание в Республиканское казначейство по новым стандартам, открытием новых лицевых счетов для обслуживания и проведения расходов. В 2020 году они связаны с началом нового финансового года.

Но на сегодняшний день мы полностью со всеми расплатились. Если у вас есть какая-то другая информация – мы готовы ее рассмотреть. Но к нам никто с жалобами не обращался.

Ситуация на мировом рынке твердых энергоносителей в целом ухудшается: потребители переходят на газ и на альтернативную энергетику. В общем спрос на уголь падает. Судя по всему, это тренд долгосрочный и, наверное, уже фатальный. Вы, как специалист, ведь наверняка это давно всё знали, ещё до того, как образовалась ДНР. Есть какой-то подход у Министерства экономического развития в плане поиска новых доминирующих отраслей в стране?

Да, действительно нужно создавать совершенно новые перспективные, отрасли. Необходимо двигаться в сторону повышения «сложности» экономики, изменения ее структуры в пользу наукоемких производств с более высокой добавленной стоимостью.

Приведу такой пример. И Китай, и Германия производят проходческий комбайн. В мире не так уж и много производителей подобной продукции. И мы их тоже производим! И в этой ситуации санкции не имеют уже никакого значения. Потому что, если ваша продукция уникальна, и, к примеру, без нее не может обойтись мое производство, то я найду способ чтобы у вас ее купить.

Вот еще один яркий пример – экраны на телефон. Apple их не производит, а приобретает. И Apple было, есть и будет всё равно признаны или нет производители их экранов, если экраны нужны, компания нашла бы способ обойти санкции. Будущее за технологическими отраслями. И у ДНР в какой-то степени есть потенциал.

Например?

Мы в свое время по объективным причинам — это 2014-2015 гг. — проспали так называемую графеновую революцию. Хотя я считаю, что время еще не упущено и такие разработки есть.

Графен представляет собой особый тип материала, состоящий из одного слоя атомов углерода. Это тонкий и одновременно прочный материал. Графен обладает целым рядом уникальных свойств: по прочности он в 200 раз превосходит сталь и проводит электричество в 10 раз эффективнее, чем медь, по электропроводности графен также в 250 раз превосходит кремний и при этом весит меньше, чем 1 миллиграмм на квадратный метр.

Одно из наиболее ярких свойств графена – рекордно высокая электрическая проводимость – делает его чрезвычайно перспективным материалом для использования в самых различных приложениях наноэлектроники.

Одним из возможных направлений применения графена является решение для возобновляемых источников энергии. Графен может использоваться в конденсаторах, с помощью которых у электромобиля хватит энергии на большие расстояния, чем это возможно сейчас. Кроме того, этот тип конденсатора будет способен также практически мгновенно перезаряжаться.

Предполагается, что графен станет будущим строительным материалом для космических кораблей, автомобилей, поездов, самолетов и даже лифтов, поднимающихся в космос. Другие потенциальные сферы применения графена включают фильтрацию ядерных отходов, использование в суперкомпьютерах, а также создание лучших медицинских сканеров, транзисторов и секвенсоров ДНК.

Пока углеродный материал не получил широкого распространения, поскольку его производство обходится слишком дорого. В настоящее время идут исследования, направленные на разработку способов для массового производства продукции с использованием данного материала.

Кроме того, сейчас очень актуальна тема переработки угля, в том числе т.н. «глубокой». У нас есть определенный потенциал в этом направлении. Если говорить о горно-шахтном оборудовании: мы умеем его делать. Эти наработки необходимо использовать и в других отраслях и направлениях. В этом направлении надо двигаться.

Что у нас происходит в угольной отрасли? Чего нам ждать?  

Любую отрасль, в том числе и угольную, необходимо оздоравливать. Возможно где-то надо распределить, где-то кому-то помочь. Кто работал на грани рентабельности и в этих условиях стал нерентабельным – поддержать.

Нам нужна диверсифицированная экономика. Если строить экономику только на угле и на металле, мы продержимся лет 5-10. Поэтому надо развивать и другие отрасли.

Значит наши шахтеры могут не беспокоиться, что они будут просто выставлены на улицу?

Ни в коем случае. Разработан целый комплекс программ и подходов, которые позволят трудоустроить и социально поддержать горняков реструктуризируемых предприятий. В реализуемости этих программ я убежден уже потому, что львиная доля шахт останется в строю. Социально поддержать придется небольшую группу горняков, государству это абсолютно по силам.

Также необходимо продолжать работу по созданию соответствующей предпринимательской среды и условий для ведения бизнеса. Я ожидаю, что уже скоро будет принят Закон «Об инвестиционной деятельности». Безусловно, принятие этого закона не изменит всё, но это базис, который формирует понятные условия функционирования деловых отношений, покажет, что мы вполне можем вести цивилизованный бизнес. Закон позволит стимулировать, в первую очередь, собственных инвесторов, а они у нас есть. Более того — они заинтересованы в том, чтобы развивать местное производство. И вот создание такой среды – это наша задача номер один, чтобы было привлекательно и интересно для инвесторов.

Что касается инвестиционной среды: одно из главных условий – это прозрачное и простое налогообложение. Насколько плотно идет работа с Министерством доходов, идет ли она вообще и есть ли взаимопонимание?

Мы плотно работаем со всеми министерствами и взаимопонимание есть со всеми. Просто, скажем так, иногда необходимо время, чтобы достичь консенсуса. Если говорить о законе об инвестиционной деятельности, то мы с Министерством доходов и сборов его проработали, у нас есть общее понимание и представление как это будет работать. В законе довольно-таки понятные, простые правила, удовлетворяющий большинство субъектов экономики набор льгот.

Я с вами согласен, налогообложение должно быть прозрачное и понятное. Но самое главное, оно должно быть стабильное. Потому что для инвестора главное стабильность. Инвестор должен понимать, что с его средствами ничего не случиться, правила игры будут соблюдаться, и он сможет получить заработанные деньги.

А сигналы идут из-за рубежа по поводу инвестиций? Иностранные инвесторы прощупывают почву в ДНР?

У нас и внутренние инвесторы вовсю сигнализируют и готовы инвестировать. Они приходят с проектами, которые рассчитаны на развитие, а в дальнейшем на экспорт в Россию и другие страны. Они ждут четких и понятных правил, нормальных условий и мы готовы с этим работать. Работа предстоит колоссальная.

О каких цифрах идет речь? Это миллионы рублей, десятки, сотни?

Наверное, прежде чем вложить миллиарды, необходимо зайти с небольшим пробным проектом. Если небольшой проект работает, тогда можно говорить о более серьезных и масштабных проектах. И это уже будет более высокий порядок цифр. Но уже сейчас мы говорим о проектах, измеряемых в миллионах.

Ждем ли мы инвесторов от крупных экономик мира, в том числе из Франции, Германии или Китая?

Почему бы и нет?! Для капитала границ нет. Если инвесторы почувствуют нашу инвестиционную привлекательность, уверяю, они сумеют сделать так, чтобы пресловутые санкции не препятствовали их проектам на нашей территории.

А каким образом они будут вывозить продукцию и прибыль из ДНР?

Мы даем возможность создать производство, заработать. Обеспечиваем стабильные условия, льготы. Сейчас прорабатываем вопрос по упрощению вывоза продукции. Препятствовать вывозу честно заработанных средств никто не будет.

Мы часто слышим о Совете по развитию предпринимательства. Но в медийном пространстве – тихо. Он вообще есть, он работает и в каком формате?

Совет есть, и он работает. Это площадка для диалога между представителями деловых кругов и органов исполнительной власти, чтобы можно было донести и обсудить свои проблемы напрямую. Возможно, мы не так часто собираемся, как бы нам хотелось. Но я думаю эту проблему мы тоже решим.

Каждый предприниматель в праве присутствовать на заседаниях Совета. Более того, предприниматель может написать свой вопрос, указать, что ему мешает работать, вызывает сложности. На нашем сайте есть Форма отправки обращения для представителей бизнеса. Мы с удовольствием рассмотрим любой вопрос, если это касается непосредственно наших полномочий.

Недавно, к примеру, обсуждали поправки в законопроект «О поддержке малого и среднего предпринимательства». К сожалению, в связи с тем, что республиканские законы, регулирующие эту сферу пока не приняты, то в этой области действует еще украинское законодательство. Разумеется, эту правовую коллизию необходимо срочно устранить. И дискуссии по этому поводу на Совете по развитию предпринимательства нарабатывают необходимую для преобразований смысловую базу.

А вы не сталкивались с таким, что бизнес иногда боится говорить о проблемах, потому что ему, скажем так, «прилетит»?

Сталкивались. Сам отметил, что на первых совещаниях присутствующие вели себя нарочито сдержано. Но стоит кому-то одному начать говорить, и активно включаются остальные. И это нормально. Я всегда говорю: «Не бойтесь, мы никого не наказываем, никаких санкций не применяем. Нам очень важно услышать мнение бизнеса».

Всегда лучше открыто сказать, чем замалчивать проблему. Возможно, кажущаяся поначалу единичной проблема носит системный характер и страдают в итоге все. Поэтому одна из задач Совета по развитию предпринимательства услышать о реальных сложностях. И еще никто не жаловался, что он столкнулся с преследованиями после своих выступлений.

Это же не медийно происходит? Вы же сначала в закрытом формате общаетесь?

Нет. Готовится повестка. В дальнейшем она и сопутствующие материалы заранее рассылаются членам Совета и приглашенным. Мы собираемся и общаемся. Никаких сценариев, заранее прописанных слов нет. Максимальная импровизация. Важно «живое» общение, реальные проблемы и идеи.

Вы говорили, что в ДНР сформирована система разработки и утверждения Стратегий развития и Программ деятельности госпредприятий. Уже есть какие-то результаты, может какие-то готовые кейсы. С чем наиболее сложно в данный момент?

Мы только начали, поэтому результаты пока достаточно скромные. Тем более не будем забывать, что госпредприятия у нас работают в экстремальной среде. Сейчас мы пытаемся работу госпредприятий систематизировать и поставить во главу процесса программно-целевой метод. Должна быть понятная стратегия, должен быть соответствующий план развития.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов, эффективное использование бюджетных средств является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. В этой связи, первоочередной задачей органов государственной власти становится определение приоритетов бюджетных ассигнований, выявление источников финансирования расходов и контроль за их целевым распределением.

Как показывает опыт развитых стран, достижение этих задач возможно при применении программно-целевого метода бюджетного планирования, основанного на увязке целей с ресурсами при помощи программ, и ориентированного не только на конечные общественно значимые результаты, но и позволяющего эффективнее управлять финансами. Сама идея программно-целевого метода лежит в том, чтобы сосредотачивать внимание не только на возможностях бюджета, а и на том, как наиболее эффективно их использовать с целью получения конкретных результатов.

Министерство экономического развития активно поддерживает концепцию результативного бюджетирования с использованием программно-целевого метода, внедряемого Правительством Республики, поскольку каждая программа – это фискальное обязательство одного главного распорядителя бюджетных средств, эффективность работы которого оценивается с точки зрения достижения целей программы.

Многие считают, что госпредприятия функционируют в неких приоритетных условиях. На самом деле это не так. Они ничем не отличаются от частных предприятий. Только у госпредприятий еще и контроля больше. Проблемы те же самые: нехватка оборотных средств, отсутствие кредитования. Поэтому сказать, что госсектор у нас осыпан преференциями, а частный бизнес загибается — нельзя.

В общем система управления, о которой мы говорим, как раз попытка наладить управление данным сектором и систематизировать его. Например, сейчас мы работаем над формой отчета руководителя.

Вы хотите ввести KPI для руководителей госструктур?

В какой-то степени да. Чтобы потом можно было оценить — стало лучше или хуже от действий руководителя. Тут надо принимать более активные действия, тем более госпредприятия часто работают в секторах, которые не всегда прибыльные.

Над этой системой мы еще работаем. Первая часть, «планирование», завершена. Теперь перешли ко второй части – «контролирование результатов». В этом году все госпредприятия разработали план развития согласно тем рекомендациям, которые мы утвердили. Предприятия, опираясь на них, впервые попытались сделать план развития.

То есть в министерстве уже есть эти планы. Вы лично их видели?

Да. Они проходили через нас. Мы многие согласовываем. Они учатся вместе с нами, а мы вместе с ними. Это первые шаги именно той новой системы госэкономики, которая у нас выстраивается.

Отметить можете кого-то? Может кто-то интересное решение предложил?

Довольно сложно сказать, что вот ты молодец, а ты плохой. Поверьте, те задачи и проблемы, с которыми сталкивается руководители наших госпредприятий, нет ни в одном учебнике. Приходиться учиться только на своем опыте! Я считаю, что многие молодцы, у них появляются довольно-таки эффективные решения. Ну, а результаты посмотрим уже в конце года.

Вы озвучивали в годовом отчете, что определены основные показатели эффективности деятельности министерств и их структурных подразделений.

В Министерстве экономического развития есть система KPI, которая позволяет оценить результаты работы каждого департамента и каждого отдела. Для принятия соответствующих кадровых решений можно посмотреть какой отдел чего достиг и что не доработал.

Что касается других министерств т.н. «экономического блока», то это больше касается зампредседателя Правительства ДНР Владимира Пашкова, который их курирует. Система довольно-таки сложная.  Есть определенный перечень критериев, на основании которого оценивается деятельность министерства.

То есть условно говоря, сейчас будет копирование системы оценивания из Минэкономразвития в другие министерства?

Если мы говорим исключительно о KPI, то навряд-ли, это специфично для каждого министерства. Мы говорим о внедрении программно-целевого метода, как стержневого в построении экономики Республики. Более того — мы является основными операторами этого большого процесса, занимаемся его выстраиванием по всей Республике, непосредственно в систему управления ее экономикой.

Копирование материалов с сайта разрешено с указанием ссылки на источник